Страхование вкладов

В России страхование вкладов действует на законодательном уровне, - это система защиты прав и интересов вкладчиков. Цель государственного страхования - повышение уровня доверия к банковской системе и привлечение средств на депозиты у физических лиц.

Страхование вкладов регламентируется в Федеральном законе № 177 – ФЗ от 23.12.2003 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

В соответствии с этим законом, обязательное страхование вкладов распространяется на вклады физических лиц, которые находятся в российских банках. Регулятор – Агентство по страхованию вкладов. Итак, как работает система страхования вкладов?
Работает она следующим образом: в том случае если банк прекратит деятельность по причине отзыва лицензии, то вкладчикам будет произведена выплата фиксированных денежных средств. Система страхования вкладов распространяется далеко не на каждый банковский вклад. Согласно Федеральному Закону некоторые категории вкладчиков не могут претендовать на фиксированную выплату, а именно:
- физические лица, которые передали денежные средства банку на основании договора доверительного управления;
- физические лица, имеющие счет в банке для осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
- граждане, имеющие вклад в банке «на предъявителя»;
- вкладчики, которые разметили денежные средства в филиалах российских банков, находящихся за пределами РФ.
Выше обозначенные категории клиентов банков, должны с особым вниманием подходить к вопросу выбора держателя их средств, поскольку в их отношении не действует закон о страховании вкладов.

Агентство по страхованию вкладов ведет учёт банков, следит за исполнением законодательства и в случае возникновения проблем у банка занимается возвратом средств законным владельцам. Присоединиться к системе страхования вкладов банк может на основании обращения в Банк России и лицензии на право привлекать средства физических лиц во вклады.

Как происходит возврат средств, при наступлении страхового случая?

Страховое возмещение выплачивается вкладчикам на основании реестра обязательств банка перед вкладчиками.

Реестр составляется банком в трехдневный срок, с момента предоставления вкладчиком соответствующих документов в АСВ, но не раньше двух недель с момента наступления, страхового случая. Выплата вкладчику возмещения происходит в течении трёх дней, с момента подтверждения физическим лицом своего согласия на возврат его вклада. Для получения денег требуется заявление и документ, удостоверяющий личность (паспорт).
Заявление на получение возмещения может быть подано в АСВП в любой момент после наступления страхового случая. Но нужно не опоздать к моменту завершению конкурсного производства в банке (обычно продолжается до 2х лет). Тот, кто не смог подать заявление в течении конкурсного производства, получить обратно свои деньги будет сложнее. Однако уважительная причина: болезнь, командировка могут быть приняты во внимание сотрудниками АСВ.

Похожие статьи: